+11,2
$/€
Твои люди, Воркута! Елена Грозных: «Мне, наверное, просто везет на талантливых учеников»
Из официальной характеристики: «…окончила Нижнетагильский государственный педагогический институт. Преподает русский язык и литературу. С 1984 по 2003 год работала в школе № 23, затем перешла в школу № 35. Наставник молодых педагогов. Руководила школьным методическим объединением учителей русского языка и литературы. Работает с одаренными детьми. Награждена Почетной грамотой Министерства образования и Высшей школы РК за многолетний добросовестный труд в области образования и в связи с 40-летием школы. В 2015 году присвоено почётное звание «Почетный работник общего образования Российской Федерации».

У большинства воркутинцев где-то есть историческая родина, и всегда интересно, как они оказались в нашем далеко не «центральном» городе, куда не заедешь, что называется, «по пути». С этого мы и начали беседу с Еленой Викторовной.

- Я настоящая уральская девчонка, ‒ рассказывает Елена Викторовна, ‒ родилась под Нижним Тагилом в поселке городского типа Баранчинском.

- Урал, поселок, обычная школа… Почему все же педагогика? Выбора не было?

- У нас в школе была замечательная учительница по русскому языку и литературе. Строгая. Справедливая. Очень интересно рассказывала нам о литературных произведениях, которые мы изучали и, главное, разрешала высказывать свою точку зрения о герое или ситуации, даже если она не совпадала с общепринятой. Это был необычный подход для советской школы. Вот она и повлияла на мой выбор профессии.

Папа очень хотел, чтобы я стала врачом, потому что у него в роду были врачи (мои бабушка и прабабушка). Сам он был военным представителем на Баранчинском механическом заводе по приемке генераторов для подводных лодок, по специальности он инженер. Мама возглавляла химическую лабораторию, так что педагогов в нашей семье не было, я первая.

Попытка поступить в пединститут сразу после школы была неудачной – не получилось достойно сдать экзамен по английскому языку. Год я проработала пионервожатой. Мне эта работа очень нравилась: всегда с детьми, они прибегали в нашу пионерскую комнату практически на каждой перемене, там у нас была особенная атмосфера. Я часто мысленно возвращаюсь в то время – ностальгия.

- И все же…где Нижний Тагил и где Воркута ‒ дистанция огромного размера

- Так получилось, что на последнем курсе я вышла замуж, родила сына. Муж жил в Воркуте, служил у нас в армии. Так любовь занесла меня в Воркуту. Я здесь с 1983 года. Сначала меня приняли на работу в новую школу № 23 в качестве воспитателя группы продленного дня, а уже через год я стала работать учителем русского языка и литературы. У меня был очень хороший наставник, который ввел меня в нашу школьную жизнь, посвятил в тайны классного руководства. Это было очень важно, так как мне сразу поручили классное руководство в 5-ом классе (тогда не спрашивали: хочешь – не хочешь…), а как предметнику дали выпускной класс.

- В чем секрет вашей успешной работы с талантливыми детьми?

- Думаю, что секрет больше в самих детях. Мне, наверное, просто везет на талантливых учеников. В мою задачу входит распознать таковых как можно раньше, направить, подтолкнуть и помочь в их дальнейшем самостоятельном движении. Иногда удается распознать, что ребенок талантлив, скажем, не сразу в 5-ом классе, а чуть позже, когда в подготовке к школьным олимпиадам, конкурсам чтецов, к сочинениям различных жанров начинаю устраивать классные конкурсы. У меня была очень талантливая ученица Ксюша Ретота. Она знала несколько иностранных языков, и это помогало ей побеждать на олимпиадах по русскому языку. Хотя, честно сказать, я не считаю победу в олимпиадах главной целью ни для себя, ни для моих учеников. Главное, чтобы они получали удовольствие от самого участия, от процесса подготовки, потому что такие мероприятия дают ощущение динамики, движения жизни, потому что это работа для души. Побеждать, конечно, тоже приятно, да и для школы это значимо, а я патриот своей школы.

- Елена Викторовна, если бы не педагогика, то что?

- Меня очень интересовал театр. Мне было бы интересно примерять различные сценические образы на себя. Некоторые внеклассные мероприятия, которые я провожу, помогают реализовать мою мечту о театре ‒ это мои литературные гостиные. В них объединяются литература и театр, они бывают костюмированными с говорящими названиями, например, литературная гостиная «Серебряный век». Вспоминается очень талантливый ученик Кирилл Вайлунов, который, можно сказать, был моим соавтором и помощником в организации таких мероприятий. Он был ярким, эмоциональным, творческим, ему только дашь идею, и процесс пошел. Дети с удовольствием и стихи читают, и поют, и танцуют, ну и я вместе с ними.

- Лев Айзерман, Заслуженный учитель Российской Федерации в статье «Уроки для баллов или уроки для смыслов» поделился с читателями «Учительской газеты» своими опасениями по поводу формальной оценки итоговых школьных сочинений. Он считает, что при существующем подходе умение ученика высказать и аргументировать свои мысли не только не ценится, но и влечет снижение баллов за сочинение…

- Я придерживаюсь позиции, что дети должны высказывать свое мнение. Если ребенок высказал свою точку зрения и смог ее аргументированно доказать, он не должен терять баллы. Сейчас многие программные произведения расходятся с мировосприятием современным детей. Школьники просто не могут понять мотивы поведения героев прошлых веков. И нам, педагогам, прежде чем комментировать то или иное произведение, надо погрузить детей в соответствующую историческую эпоху, объяснить правила и суть различных явлений того времени.

Сейчас многие проблемы, стоящие перед литературными героями, решались бы по-другому. Например, трудно изучать со старшеклассниками пьесу Островского «Гроза». Образ Катерины они воспринимают далеко не однозначно, спорят о том, действительно ли она была «лучом света в темном царстве». В таких ситуациях я как учитель считаю правильным дать общепринятую трактовку героя или ситуации, но при этом говорю ученикам, что не буду возражать, если у них сложится другое (аргументированное) мнение после прочтения произведения.

- На ваш взгляд, может ли преподаватель быть удовлетворен своей работой, будучи поставленным в подобные довольно жесткие рамки?

- Моя цель – научить детей грамотно выражать свои мысли и чувства. Например, мне нравится вид работы, который помогает развить мышление ребенка – это короткие сочинения на самые различные темы: «Суровый сугроб», «Плачущая сосулька», «Путешествующий листок», «Цветная змейка». Такое мини-сочинение нигде не спишешь, ребенку самому надо придумать, что и как написать. Раньше у меня была так называемая «фантазерская тетрадь», составленная из сочинений и стихов учащихся класса. Надо сказать, что наши юные поэты даже японские хокку сочиняют. Сегодня нам, преподавателям русского языка и литературы, очень помогают цифровые технологии, потому что можно быстро и легко найти портрет, картину, любой другой объект искусства, музыкальное произведение, которые я довольно часто использую на уроках. Но все это не может заменить живого общения на уроке между учениками и педагогом. Школа – это творческое место. Урок вдруг может пойти по-другому, если ученик задал тебе интересный вопрос. И я в этом счастлива.

- 2021 год объявлен в России Годом науки и технологий. Вы как литератор могли бы провести в своей школе какое-то мероприятие в рамках тематического года?

- У меня прямо сейчас родилась идея – а почему бы не устроить бал литературных героев или ту же литературную гостиную, посвященную героям разных произведений, которые занимались наукой, например, тому же Базарову (И. Тургенев «Отцы и дети»), профессору Преображенскому (М.Булгаков «Собачье сердце») и другим.

Информация и фото предоставлены управлением образования администрации МО ГО «Воркута»

Комментарии к новости:
Имя:*
Комментарий: